Началом применения сборных железобетонных изделий считают конец прошлого столетия. Первыми элементами сборных железобетонных конструкций явились небольшие изделия простого сечения – перемычки оконных проемов, плиты и балки перекрытий.
Накопленный, хотя и скромный, положительный опыт, позволил увереннее использовать железобетонные изделия в более ответственных несущих конструкциях. В начале текущего столетия появились мосты, сваи, опоры для подвески проводов.
С тех пор сборный железобетон продолжает развиваться, и это не случайно. В условиях стационарного производства намного легче обеспечить стабильное качество продукции через организацию пооперационного контроля.
В России сборный железобетон, очевидно, останется основным строительным материалом на длительную перспективу. Следует отметить, что в северных странах сборный железобетон среди других строительный технологий также доминирует.
В настоящей статье хотелось бы ознакомить читателя с одной из разработок в этой области. Несколько лет назад “Энерготехпром”, а затем НИИЖБ и ЦНИИпромзданий разработали быстровозводимые здания универсального назначения, собираемые, в отличие от каркасных зданий, из двух основных элементов – стеновых панелей на всю высоту здания и ребристых плит покрытия. Объемно-планировочное и конструктивное решение позволяет возводить одно- и многопролетные двухэтажные здания различного функционального назначения: административные, общественные, производственно-складские и вспомогательные, в том числе комплексного обустройства зон природных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
В СМУ-152 было организовано опытное полигонное производство, при этом плиты покрытия изготовлялись в силовых формах с предварительным напряжением арматуры продольных ребер. Выпуск стеновых панелей был налажен в формах с системой вкладышей для образования оконных, дверных и воротных проемов.
После освоения производства были смонтированы опытные объекты: производственно-административное здание для АО “Совтрансавтоэкспедиция” и бойлерная на территории СМУ-152. Опыт строительства подтвердил простоту и скорость монтажа. Так, здание для АО “Совтрансавтоэкспедиция” площадью 250 м2 было собрано за одну неделю после завершения нулевого цикла.
В настоящее время Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона (НИИЖБ) и акционерное общество “А.О. Модуль” предлагают вниманию инвестора услуги по созданию на территории Москвы и Подмосковья разнообразных административных, технологических и производственных быстромонтируемых зданий с использованием указанных разработок. При этом используется подготовленная к развертыванию структура, обеспечивающая:
выбор участка строительства, соответствующего требованиям инвестора;
оформление участка на согласованных условиях инвестора и муниципальных органов;
разработка и согласование градостроительного задания и технико-экономического обоснования;
разработка рабочего проекта;
подбор строительной фирмы;
обеспечение строительства специальным сборным железобетоном;
организация работ службы заказчика, авторского и технического надзора.
Таким образом, инвестору предлагается полный и исчерпывающий комплекс услуг по созданию современных зданий оптимальным образом соответствующих пожеланиям заказчика и конкретным местным условиям.
Проиллюстрируем это на примере построения быстровозводимых гаражей стоянок.
В соответствии с “Программой строительства многоэтажных гаражей-стоянок на 500 тысяч машиномест”, принятой правительством Москвы 12.03.1996 г. (постановление № 216), планируется в ближайшие 5–6 лет строить по 50–70 тыс. гаражей-стоянок в непосредственной близости от жилых кварталов. К 2010 г. предполагается обеспечить гаражами 2,4 млн автовладельцев. Значительное количество гаражей-стоянок предстоит также построить в Московской области и крупных городах России.
Для реализации гаражной программы на базе уже отработанных решений предлагается гараж-стоянка внутриквартального размещения (в теплом и холодном исполнении) на 200–250 машиномест с использованием крупноразмерных быстровозводимых элементов.
Гараж с размерами в плане 36 х 72 м запроектирован с боксовым размещением автомобилей при 100 %-ном независимом выезде. Габариты боксов в плане – 6 x 3 м. В составе гаража предусмотрена возможность размещения мойки и поста ТО.
Третий этаж здания имеет стальной каркас из укрупненных профилей и ограждающие конструкции с эффективными теплоизоляционными материалами. В зависимости от требований градостроительного задания этаж может быть трансформирован в открытую стоянку или спортплощадку, при этом дополнительные гаражные места, в том числе для негабаритных машин, могут быть организованы в цокольном или подвальном этажах.
В зависимости от компоновки гаражей-стоянок и грунтовых условий фундаменты могут быть свайными с монолитным ростверком, ленточными или столбчатыми. Стеновые панели шарнирно опираются на фундаменты через закладные детали, которые устанавливаются в специальные фиксаторы, заанкеренные в бетон фундаментов.
Стоимость строительства быстровозводимого гаража дешевле средней стоимости аналогичных по эксплуатационным показателям гаражей более чем на 25 %. Этого удается достичь путем рационального сочетания крупногабаритных железобетонных изделий с легкими металлическими конструкциями.
Детальная проработка градостроительных заданий по участкам строительства в жилой застройке и данные риэлтеров показали предпочтительность для массового строительства средних по вместимости гаражей на 200–300 машиномест с площадью участка не более 3–3,5 тыс. м2.