Кольца для колодцев — продукт не новый. Десятилетиями в нашей стране железобетонные стеновые кольца выпускались без каких либо элементов и узлов сопряжения. Соприкасающиеся поверхности колец были абсолютно ровными. При монтаже такие кольца просто ставились одно на другое, а место стыковки «герметизировалось» бетонным раствором.
На практике это означало попытки замазать щели цементно-песчаной смесью. Очевидно, что подобное соединение не способно было обеспечить должную гидрозащиту сооружению и необходимую прочность конструкции. При подвижках грунта существовал риск сдвига колец, чреватого протечками и способного привести к резкому снижению срока службы всей сети. Проблема обеспечения надежного герметичного соединения колец между собой требовала новых конструктивных решений и технологий производства.
В развитых европейских странах лет 10-15 назад получила распространение конструкция стыка типа «паз-гребень». Вместо плоской поверхности границы кольца приобрели в сечении вид уступа. Благодаря этому существенно повысилась прочность и герметичность соединения колец друг с другом. В России производство стеновых колец со стыком «паз-гребень» было освоено около 7 лет назад. Однако, несмотря на очевидные преимущества перед привычными устаревшими аналогами, до сих пор «новинка со стажем» встречает определенное неприятие со стороны отечественных потребителей.
Причин несколько и главная — подобные кольца требуют высокой культуры транспортировки и аккуратности при выполнении операций по их погрузке-разгрузке. При неаккуратном складировании и скатывании новых колец при разгрузке, у них зачастую откалываются технологические выступы. Кроме того, кольца со стыком «паз-гребень» обладают еще одним серьезным недостатком — их невозможно использовать в комбинации с обычными элементами колодцев. Это означает невозможность их использования для ремонта уже существующих колодцев.
Следующий шаг в развитии — кольца «с замковым соединением».
Преимущества колец «с замковым» соединением по отношению к аналогичным изделиям другой конструкции состоят в следующем:
1) Кольца производятся по технологии вибропрессования с использованием жесткой бетонной смеси. За счет этого достигается
точное воспроизведение геометрических размеров,
увеличивается плотность и однородность стенок готового кольца,
повышается прочность изделия,
снижается водопроницаемость.
Характеристика Элемент колодца старого образца (литье в формы) Элемент колодца с «Замковым» соединением (вибропрессованный)
Класс бетона В 15; В 25 В 30
Морозостойкость F 100 F 200, F 300
Водонепроницаемость W 4 W 4, W 6, W 8/ W 10
2) Кольца имеют четыре небольших выступа на верхней стороне и соответствующие пазы с нижней, выполненные с высокой геометрической точностью. За счет этого при сборке конструкции достигается прочное соединении элементов колодца. Конструкция устойчива по отношению к подвижкам грунтов — элементы колодца надежно фиксируются от перемещений в поперечном направлении.
3) Герметизация стыка между элементами колодца обеспечивается за счет канавки на верхней поверхности кольца. В выемку помещается песчано-цементная смесь, специальный резиновый уплотнитель или битумная мастика. Деформируясь под весом следующего кольца, герметик заполняет промежуток между кольцами и надежно изолирует стык от проникновения влаги.
4) Отсутствие выступов на нижней поверхности кольца позволяет использовать его для ремонта уже существующих колодцев, собранных из изделий старого образца.
5) Кольца армируются металлическими витками(1-3 витка в кольце). Это повышает прочность изделия и предотвращает разрушение кольца при погрузочно-разгрузочных работах.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие особенности, присущие элементам колодцев «с замковым соединением»:
1) элементы колодца обеспечивают надежную и простую герметизацию стыка при монтаже,
2) за счет отсутствия «гребня» рабочая поверхность кольца, обеспечивающая герметичность стыка, не повреждается при транспортировке,
3) кольца стыкуются с изделиями старого образца — их можно использовать для ремонта уже существующих колодцев,
4) габариты колец соответствуют требованиям ГОСТ.