Каркасно-панельные конструкции

Каркасно-панельные конструкции, конструкции зданий, состоящие из несущих элементов каркаса и ограждающих конструкций (стен, перекрытий и покрытий), выполненных из панелей. Каркасно-панельные конструкции, выполняемые из дерева, металла и железобетона, широко применяются в современном многоэтажном и малоэтажном строительстве жилых, общественных и промышленных зданий. В многоэтажных зданиях, воспринимающих большие ветровые усилия, чаще всего применяются железобетонные связевые каркасы, передающие ветровые нагрузки на вертикальные и горизонтальные диафрагмы. В малоэтажном строительстве используют каркасно-панельные конструкции. с деревянным каркасом, состоящим из стоек, ригелей и раскосов. Ограждающие конструкции (наружные стены и покрытия) выполняются в виде щитов-панелей из дерева с утеплителем.
  Наибольшее распространение в связи с развитием индустриального строительства получили каркасно-панельные конструкции из бетонных и железобетонных элементов. Каркасно-панельные конструкции из стальных элементов рациональны главным образом в высотных гражданских зданиях (30 этажей и выше). В жилых и общественных зданиях каркасно-панельные конструкции. проектируются по полной и неполной схемам; в промышленных зданиях с крановыми нагрузками — по полной схеме. Наружные стены здания при полной схеме состоят из колонн и панелей, выполняемых из лёгкого или тяжёлого бетона или из листовых материалов (асбестоцемента, нержавеющей стали, алюминия, пластмасс) в сочетании с утеплителем. Обычно такие каркасно-панельные конструкции применяют в многоэтажных зданиях (выше 9 этажей). В зданиях меньшей этажности и с несущими наружными стенами используются каркасно-панельные конструкции с неполной схемой, при этом несущие стены выполняются из однослойных легкобетонных панелей или из железобетонных и бетонных утеплённых панелей.
  В каркасно-панельных зданиях с панелями перекрытий размером «на комнату» каркасы могут проектироваться без ригелей (по так называемой безригельной схеме) с опиранием панелей перекрытия непосредственно на колонны. К безригельной схеме обращаются также и в тех случаях, когда требуются большие помещения, например в общественных или производственных зданиях.
  В связевых системах каркаса вертикальные диафрагмы жёсткости располагаются между колоннами и выполняются из железобетонных или бетонных панелей, а в многоэтажных зданиях (25-40 этажей) в виде монолитной стенки из железобетона. Панели диафрагмы соединяются между собой по вертикали и но горизонтали, а также с панелями перекрытия или с ригелями, расположенными в плоскости диафрагмы жёсткости, путём сварки стальных закладных деталей; швы заливаются цементным раствором. Закладные детали служат также для крепления панелей диафрагмы жёсткости к колоннам. Конструкции сопряжения элементов каркаса в узлах и в стыках определяются в зависимости от расчётной схемы с передачей усилия через закладные детали или через железобетон путём замоноличивания стыков и узлов на месте строительства; применяется также сочетание этих двух способов.